Внимание! diplom-voroneg.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Для студентов обучающихся в Воронеже, наша компания готова предложить скидку в размере 10 % на все работы. Акция проводиться в течении всего 2023 года. Читать подробнее ...

Обычное право как источник мононорм

Проконсультируем прямо сейчас

Мы онлайн в наших сообществах. ПН - ВС 08:00-22:00

Представляется, что процесс формирования обычного права идет параллельно - внутри и вне первобытных общностей. Такая общность (род, племя, большая патриархальная семья и т.д.) жила в условиях многобожия, поклоняясь духам и богам, в роли которых выступали, как правило, души умерших предков. Религия освящала обычай, которому следовали прошлые и нынешние поколения членов общности и которому должны следовать их потомки. В этих условиях обычай имел двойную основу. Так, вырастая из отношений данного общества, он, по существу, был его слепком. Одновременно поклонялась данная общность. При этом именно религиозная его основа была определяющей.

Двойственность основы обычного права в условиях его слитности обусловила ряд важных его особенностей. Так, сфера его действия распространяется не только на отношения между членами общности либо между общностями, но и на отношения людей с богами, или духами. Поэтому оно возникает как личное, а не территориальное право.

Тот факт, что обычай вырастает из внутриобщинных отношений, лежит в основе деления мира на «своих» и «чужих». Обычай защищает лишь «своих», не распространяясь на «чужаков». Поэтому те его нормы, которые действуют «внутри» общности, поначалу отнюдь не распространяются на отношения вне ее. Отсюда - две противоположные тенденции в развитии этих «внешних» отношений. Одна из них исходит из отождествления чужаков с врагами и допустимости захватнических набегов на них, грабежей и т.д. Другая тенденция отражает необходимость сосуществования с чужаками и урегулирования конфликтов с ними на основе сначала принципа талиона («око за око»), а позднее - компенсации за вред.

Здесь очевидны существенные различия как в сфере действия обычного права, так и в самой основе отношений внутри и вне традиционной общности. Если внутри ее сакральное по природе обычное право по существу беспробельно (в силу фактора слитности, в том числе с данной системой отношений), то в сфере межобщинных отношений наряду с правом используется и сила. Две сферы действия обычного права - внутренняя и внешняя - в будущем найдут свое продолжение в разделении суверенитета государства на внутренний и внешний, а права - на национальное и международное. При этом в течение столетий элементами структуры последнего будут право войны и право мира.

С вытеснения родовой общины соседской общиной, а власти родового строя протогосударством в рамках обычного права постепенно складываются его нормы, имеющие территориальное действие. По мере формирования государства обычаю постепенно придается писаная форма. Этому предшествует наработка приемов (или техники) установления обычного права и его декларирования. Необходимость такой техники объяснялась устной формой обычного права, а также его пониманием как явления несотворимого и неизменного. В самом деле, хотя раннеклассовое общество развивалось крайне медленно, сам факт его развития порождал противоречие между обычаем, который считался неизменным, и общественными отношениями, которые постепенно изменялись. Проблема обострялась тем, что устный обычай со временем мог стереться (деформироваться) в памяти народа.

Поэтому уже в эпоху обычного права актуальной была проблема поддержания его в «рабочем состоянии». Она включала две стороны, или направления, грани между которыми были не всегда четкими. Это - установление содержания обычая, подлежащего применению, и корректировка обычая в связи с изменением социальных условий. Отсутствие в то время правотворчества как правового института предопределяло слитность указанных направлений, ведь установление применимого права порой влекло невольную его корректировку, и наоборот, изменение норм обычного права не рассматривалось как правотворчество в современном смысле.

Толкование права как прием юридической техники формируется на почве обычного права. При этом в условиях синкретизма права, его несотворимости и неизменности толкование выступает одновременно как форма правотворчества и форма правоприменения. Именно тогда, в эпоху обычного права, сложилась юридическая конструкция, включающая несотворимое и неизменное право, воспринимаемый таким же (хотя и изменяющийся) мир, в котором природное и социальное поначалу не разделены, и субъект толкования, призванный совместить эти противоположности. При этом дуализм обычного права, соединяющего религиозное и земное начала, предполагает возможность истолкования его с позиций того и другого. В других исторических условиях эту конструкцию воспроизведут служители культа - в рамках традиционно-религиозных правовых систем), римские юристы - в рамках права ответов (jus respondendi). В условиях принципиально иного правопонимания ее используют ныне современные юристы в рамках института конституционного контроля.

Корректировка обычая в связи с изменением социальных условий была, по сути, первым шагом к отступлению от сохранения status quo и обеспечивалась посредством фикции, воспроизведенной потом в более развитых правовых системах и сводившейся к сочетанию в рамках системы обычного права (при всей ее неразвитости) правотворчества, с одной стороны, и принципа несотворимости и неизменности права как его основы - с другой. Иными словами, само по себе правотворчество поначалу не колебало исходных основ права. В общественном сознании право по-прежнему воспринималось в его старом (несотворимом и неизменном) виде.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что зарождающиеся новые приемы юридической техники и, соответственно, новые формы права поначалу не колеблют устоявшихся взглядов на окружающий мир, природу права и механизмы его действия. Изменению этих взглядов должно предшествовать укоренение указанной техники и порожденных ею форм в повседневном функционировании и развитии права.

Предпосылкой таких изменений является усложнение структуры общества в ходе классообразования, развитие государства, утверждение письменной формы права. Последнее обстоятельство играет весьма важную роль в развитии права как социального регулятора. Становление писаного права происходит двояко - «снизу» путем записи обычного права и «сверху» посредством правотворчества королей, князей и т.д.

По существу, с него начинается процесс структурирования права, выделения его в самостоятельную регулятивную систему. Если раньше легитимность обычая (при всей условности использования здесь термина «легитимность») покоилась на его древности, авторитете предков и памяти народа, то теперь важной основой его легитимности становится также письменный текст. Записи обычного права были первым в истории шагом к становлению права в объективном смысле (или позитивного права). Кроме того, с изменением формы личное обычное право постепенно становится территориальным. Изменяется техника применения обычая. Так, отпадает необходимость его доказывания в суде, поскольку из вопроса факта обычай становится вопросом права. Эпохе обычного права - на ее раннеклассовой стадии - присущ дуализм государственной религии и религии домашней, или племенной. В этом проявляется специфика становления «государственного» права, которое, как и догосударственный обычай, выступает поначалу в слитной с религией форме.

Отсюда вытекает еще один аспект дуализма обычного права: на общинном (большесемейном) уровне оно по-прежнему остается личным, тогда как в сфере публичного права, которое вырастает из обычая, становится территориальным. Это предопределяет возможность сосуществования в будущем единого «государственного» (или публичного) права и множества систем личного обычного права. Перечисленные закономерности значимы в том смысле, что, как правило, воспроизводятся на новых витках истории в иных социально-культурных условиях.

Этапы сотрудничества

  1. Заполняете заявку
  2. Менеджер определяет стоимость
  3. Вносите часть предоплаты
  4. Оплачиваете оставшуюся часть
  5. Забираете готовую работу
СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ

Статьи

Генезиса права в первобытном обществе Обычное право как источник моно норм
DIPLOM-VORONEG.RU

Помогаем студентам в Воронеже в выполнении различных работ ученических работ. Большой штат высококлассных специалистов, позволяет выполнять задания по различным дисциплинам.

КОНТАКТЫ

Адрес: Воронеж, ул. 25 октября 45, офис 202

Телефон: +7 (904) 004-85-55

Email: zakaz@diplom-voroneg.ru

График работы: Пн-Пт: 09:00 - 19:00

СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

©2008-2022 diplom-voroneg.ru